О Днепровском – посёлке, некогда существовавшем в Магаданской области, – сегодня знают немало россиян и иностранцев. Однако большинству он известен как «лагерь». Не пионерский, конечно, а исправительно-трудовой. И действительно, такое, «не столь отдалённое», заведение существовало в посёлке с начала 1940-х до середины 1950-х гг. Сегодня об этом лагере очень много разговоров не только в СМИ, но и в кулуарах власти: мол, историю нужно знать, хранить память о прошлом и людях, кто осваивал и обживал Колыму, рассказывать детям и внукам о малой родине и т. п. И жители Магаданской области, особенно Ягоднинского района, тщательно познают и изучают историю региона. Ягоднинцы ежегодно, начиная с конца 1980-х, ездят по заброшенным посёлкам и остаткам лагерей. Таковых поездок-экспедиций было более 50-ти. И соответственно, сотни публикаций в различных, не только областных, но и республиканских СМИ.
Вот и очередная экспедиция с жителями райцентра Ягодное была организована на остатки упомянутого выше посёлка-лагеря. Выехали в субботу, в 6 часов утра, договорившись через каждые 30 км останавливаться и дожидаться едущих следом.
На этот раз маршрут пролёг по Колымской трассе до ручья Центральный, потом направо по плохонькой дороге на остатки Днепровского, который находится в 278 километрах от Ягодного.
Было около десятка остановок, особенно на пути к самому лагерю, куда дорога была не ахти – огромные лужи, речки, неровности существенно замедляли движение. Но обе наши машины, как и семеро, вместе с водителями, пассажиров достойно выдержали все трудности. В 13 часов прибыли на место.
После десятиминутного отдыха начали подниматься на высокую, более чем полукилометровую, заросшую кустарником сопку к строениям, штольням, сторожевым вышкам и прочим остаткам прошлого. Все были проинструктированы по технике безопасности при встрече с хозяином тайги – регулярно кричали, свистели, аукали, таким образом пугая медведей.
Подъём на сопку был нелёгким, особенно для тех, кому за 50 и под 70 лет. Сначала густой кустарник, затем галька-камни размером с кулак серьёзно затрудняли движение. Но все шли уверенно вперёд, к цели. А цель была – узреть и сфотографировать всё на пути к вершине сопки, где находится странное озера с зелёной водой. Признаться честно, у меня не хватило сил туда дойти. Да я особо и не стремился, так как в 1990-е и последующие годы не раз ходил по этим заповедным, в то время мало кому известным, местам. Тогда, кстати, территория посёлка-лагеря была, скажем так, обнажена, то есть растительности – деревьев и кустарников – на сопке почти не было, и шахты, вышки, строения, ограждения и т. п. были видны снизу, как на ладони.
Иван ПАНИКАРОВ, организатор и участник экспедиции. (Продолжение следует.)